kovaleva: (winter)
[personal profile] kovaleva
Лиля Ким показывала шикарное письмо, с помощью которого ей удалось отбиться от претензий школы, где учится дочь. Письмо приведено на русском и на английском.

https://www.facebook.com/lilya.kim/posts/871259469742367

Вся коммуникация подобного типа не совсем про язык. Она про знание, где пасутся священные коровы оппонента. В данном случае их две, первое предложение из этого фрагмента нападает на первую, второе, соответственно, на вторую:

«I think Sofia needs to be treated as a normal child. If my child shares with you or seeks you out, please feel free to have a conversation about this matter, but let Sofia bring it up, or not, in a natural way.»

Первая американская корова — это равенство. Письмо дает понять, что ребенка каким-то образом выделили и лишили равенства. Вторая корова — независимость. Второе предложение дает понять, что помощь была оказана без запроса, а это ущемление независимости. Это и есть центр письма, который замаскирован благодарностью за участие в жизни ребенка. Маскировка обязательна. Хорошее нужно говорить даже человеку, которого люто ненавидишь. Это полезно не только для коммуникации, но и для отращивания дзена.

Я знаю про этих коров, потому что много раз видела, как американцы пытались найти их у нас. Но наши коровы другие и пасутся далеко.


Date: 2018-05-13 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] mindfactor.livejournal.com
>Я знаю про этих коров, потому что много раз видела, как американцы пытались найти их у нас. Но наши коровы другие и пасутся далеко.

А можете рассказать ?

Date: 2018-05-13 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
я пишу периодически. они у нас разные для каждого слоя. например, обвинение в жадности очень сильно бьет по людям помогающих профессий -- учителям, врачам, психологам. недавний пост navlasov про призвание очень хорошо это отражает. считается, что человек, который выбрал себе такое занятие, не должен себе ничего хотеть.

более-менее общая корова - коллективный дух. обвинение в индивидуализме и нежелании сотрудничать звучит очень грозно. при том, что индивидуализм у нас на самом деле силен, в коммуникации мы делаем вид, что его нет. в простом общении то же самое обвинение будет звучать как "а че это ты не как все?" но корова та же самая.

в общем, много всего и с нюансами. иногда одна и та же карта разыгрывается с двух сторон. как например, у нас не принято быть слабым. ты должен быть сильным в любой ситуации. но при этом есть люди, которые умудряются вывернуть этот принцип наизнанку: "я слабый, и вы должны быть сильными для меня". вообще любое сильное заявление всегда уязвимо из-за своей ригидности. чем оно сильнее, тем легче его вывернуть.

Date: 2018-05-14 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] anni-lj.livejournal.com
Кстати, о жадности - вот ту занятное интервью челябинского директора лицея, который наоборот обвиняет в жлобстве родителей. Родители не хотят смотреть правде в глаза и требуют бесплатного образования :)
https://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/429527335718914.html

Date: 2018-05-18 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
это известная тема. я помню, как знакомая учительница мне жаловалась, что она вынуждена надиктовывать материал, потому что родителям жалко денег на учебники. но чувак тоже лукавит, потому что давно уже нигде не учат так, чтобы родителям не надо было дорабатывать - лично, либо с помощью репетиторов. школы либо проваливают основную программу, либо подготовку к тестам, а дети, которые легко тянут и то, и другое по всему спектру предметов необычайно редки. вообще школы зайки, они, кажется, до сих пор думают, что подготовленные дети берутся из воздуха.

Date: 2018-05-19 01:14 am (UTC)
From: [identity profile] anni-lj.livejournal.com
Да, очень видно по интервью, что он смотрит строго со своей колокольни.

Date: 2018-05-13 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] wesel.livejournal.com
Спасибо, что поделились, отличное письмо (: Там еще и тон очень важен, мне кажется - hard way последней фразы, как и всего письма в целом, озвучивает ровно то, что автор и хотела сказать - что они уже до ручки довели, и дальше будет защита границ. Но только при условии знания специфики - что "вызвать в школу" это не форма издевательства над родителями, как у нас, а эскалация на начальство.

PS. И кстати в комментариях там пишут то, что я тоже отметила - когда автор поста на русском "цитирует" письмо, она выбирает совершенно не тот тон. На английском письмо вежливое, но предельно жесткое. На русском она пишет очень-очень мягко. Чтобы добиться того же эффекта, на русском надо было писать максимально коротко, рублеными фразами, все вводные убрать. "Спасибо, что беспокоитесь о моей дочери. " Как-то так. Без всяких "большое спасибо", "я очень благодарна и ценю", етц.
Edited Date: 2018-05-13 08:54 am (UTC)

Date: 2018-05-13 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
да, перевод сильно отличается. но я бы сказала, что жесткий тон в данном случае может и не быть панацеей. в структуре типа школьной эффективней будет перейти на устную коммуникацию с людьми уровнем выше. причем не просто подняться вверх по должности, а общаться с теми, кто реально имеет влияние на ситуацию. а вот внутри корпоративной коммуникации это будет идеально, жесткий тон - наше все.

Date: 2018-05-13 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com
У нас в структуре типа школьной работает стиль "я понимаю что вы хотите хорошего, но я вынужден перейти на следующий уровень потому что не вижу как решить проблему на этом" кажется.

Date: 2018-05-13 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
да, примерно так

Date: 2018-05-13 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] 6ruk.livejournal.com
Прекрасное письмо. )) Я пишу обычно тем же "сэндвичем", что по-английски, что по-русски, но блин этот этикет тааак напрягает. Фактически, как многословная восточная дипломатия, только с другими "коровами". Казалось бы, американский вариант должен быть короче -- сразу последний абзац про "если чо не нравится -- будем разбираться в департаменте образования (и прокуратуре)" -- это как пальнуть предупредительный винтовкой из окна, если нарушитель вперся на твою лужайку. Ан нет, забыли они свой традиционный путь, у них теперь тоже дипломатия. ))

Date: 2018-05-13 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
ну а что делать? я давно привыкла. теперь бывает смешно, когда понимаешь, что зря писал сэндвич, надо было сразу в лоб.

Date: 2018-05-13 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] tari-bird.livejournal.com
Похоже у них там очень много незанятого времени...

Date: 2018-05-13 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
у нас тот же тренд. и чем сильнее будет юридическая составляющая, тем больше будет писем. школы просто еще не привыкли, но все впереди.

Date: 2018-05-16 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] abcentia.livejournal.com
Вежливость выше времени. Немыслимо в скайпе задать прямой вопрос и ждать пока будет у человека время ответить. Надо обязательно написать "Hi Somebody", раз 15 в день.

Date: 2018-05-13 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] vehf263.livejournal.com
"Но наши коровы другие и пасутся далеко" вот да, ++100500, даже ++100500++:)

Сегодня не очень обильно с комнетами.

Успехов.

Date: 2018-05-16 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] abcentia.livejournal.com
"Наши коровы" если и не те же, то очень похожи, и все те же реверансы работают безотказно.
Раньше это называлось "разводить демагогию".

Date: 2018-05-13 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] gekkkon.livejournal.com
"...обсудить все ваши сомнения и беспокойства..." -- хз как в оригинале, но на русском это, кмк, несёт оттеночек ограниченной проф.пригодности;).

Нежные намёки на альтернативную одарённость "школьного сообщества" мне приглючились или таки нет?;)

Date: 2018-05-13 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
в оригинале их нет, все корректно до стерильности. в переводе немного просвечивают, но это же фейсбук, надо душераздирать.

Date: 2018-05-13 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] 1vlasovetz55.livejournal.com
Did you hear what I said, Forrest?
You're the same as everybody else. You are no different.

....my boy Forrest is gonna get
the same opportunities as everyone else.

Edited Date: 2018-05-13 11:34 am (UTC)

Date: 2018-05-13 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
да, как-то так

(frozen)

Date: 2018-05-13 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] pater-joseph.livejournal.com
Автор.

Равенство? В США? По этому большинство из убитых полицейскими - негры, а все сенаторы - миллионеры? )))

Date: 2018-05-13 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] freecasting.livejournal.com

Наши коровы бесплатное здравоохранение и бесплатное образование и еще самая священная корова кто виноват? В том числе в низком качестве первых двух!

Edited Date: 2018-05-13 01:54 pm (UTC)

Date: 2018-05-14 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] phoonzang.livejournal.com
Мне в ее посте видится какой-то огромный разрыв между тем, как она думает на самом деле(«вы блять охуели») и как ей приходится писать — киви там эти, клубнички какие-то — для этих аборигенов.

У меня в компании (в Берлине, но англоязычная, так что тоже есть определенный языковой и культурный зазор) происходят похожие эксцессы: например, определенный набор метрик команд, который официально называется excellence matrix, в разговорах на кухне зовут исключительно как mediocrity matrix.

Выражения «it is nice to know», «normal child» выдают русскоговорящий бэкграунд, как мне кажется.

Date: 2018-05-18 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
письмо она писала не сама

Date: 2018-05-14 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Спасибо, очень интересно. Я иногда интуитивно попадаю на принцип "две клубники - одно киви", но изредка. Благо, оно мне нечасто надо. Но в целом, да, это и у нас работает, только надо долго нащупывать, в какую точку ткнуть.

Про "наши коровы другие и пасутся далеко" - это вообще прекрасно сказано!

Кстати, судя по читанному в детстве, в Советском Союзе были какие-то аналогичные методики коммуникации. Принцип-то действительно универсальный. Но над ними было принято стебаться и относиться с пренебрежением. Потому что это неискреннее поведение, а искренность воспринималась как одна из высших ценностей (по крайней мере, в интеллигентских кругах). То есть в хороших советских книгах нечто подобное упоминалось, но всегда описывалось с осуждением.
Edited Date: 2018-05-14 10:16 pm (UTC)

Date: 2018-05-16 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] abcentia.livejournal.com
Такой язык сохраняет формальность общения и оберегает вас от ненужных переходов на личности и оскорблений.
Если вы умеете жонглировать таким офисным языком, то вы всегда останетесь в выигрыше: или вас поймут с полуслова, или озвереют и начнут делать ошибки, что вам на руку.
Выдержка в таких ситуациях - самый главный козырь, хотя часто даётся нелегко.
Форма емейлов в этом плане просто идеальна - все ходы записаны в блокчейне.

Date: 2018-05-18 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
"Но над ними было принято стебаться и относиться с пренебрежением. Потому что это неискреннее поведение, а искренность воспринималась как одна из высших ценностей (по крайней мере, в интеллигентских кругах)" - ну так у интеллигенции не было необходимости общаться вне своего круга. и их совершенно не смущали эпические фейлы при столкновении с другими кругами. управленцы, легальный сервис и подпольные бизнесмены такого отношения позволить себе не могли, при их занятиях это было бы самоубийственно.

Date: 2018-05-18 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Хм... Насчет "не смущали" я бы не сказал...

Date: 2018-05-18 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
но при этом они не пытались понять природу феномена, что значит, не считали ее чем-то значимым и заслуживающим внимания. я это имею ввиду под "не смущали"

Date: 2018-05-18 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
ИМХО, да? Мне представляется, что не считали не столько значимым, сколько "достойным". Возможно, теоретически даже понимали - в литературе же описывали. Просто были техники, использование которых считалось недостойным. Потому что высшей целью было не достичь успеха (например, убедить собеседника или получить желаемое), а остаться достойным. Это, как тогда говорили, "красной нитью проходит". Ну, то есть, вот как элементарный пример из детской книжки:

"Оказывается, клиперы не спорили с морем, не вспарывали волны. Они вписывались в морскую стихию – как бы сами делались частью океана. И летели вместе с волнами и ветром. И это было прекрасно, гармонично… Вот и человек должен так же вписываться в общую жизнь, не вспарывать ее своим характером, как форштевнем. Должен поверить жизни, как парусник волнам и ветру. Тогда ему бури не страшны. И гордости и красоты он тоже не потеряет.
"Одно дело корабли, другое – люди, – подумал Серёжа. – И кроме того, Митька сам говорил, что попутный ветер – не всегда самый лучший".
– Неправда, – сказал он. – Корабли ходили и против ветра.
Дядя Витя победно улыбнулся.
– Ходили. Но не в лоб, дорогой мой. А вот так! – Он ладонью выписал в воздухе змейку. – В лавировочку, в лавировочку.
Серёже стало обидно за Митины корабли.
– Они не виноваты, – сердито сказал он. – У них были только паруса. А человек скорее уж похож на корабль с турбиной. Он может идти как хочет".

И когда хитроумный дядя продолжает настаивать на своем, Сережа ходит с козырей:

"– Скажите, а у Ленина тоже была философия?.. По этой философии разрешается, чтобы вот так, – он помотал в воздухе ладонью, – в лавировочку?"

И заметьте, что Сережа молодец и умница, а дядя - скользкий тип. Сережа, правда, в результате не едет с дядей на море, но зато сохраняет достоинство. Во взрослой литературе это тоже сплошь и рядом. Только Сережа-то в книжке на море таки попал, а вот в жизни достойные люди сплошь и рядом оставались с носом. Ну, и с достоинством, конечно...

Date: 2018-05-18 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
да, эта логика мне прекрасно известна. прошло довольно много лет прежде, чем я начала в ней сомневаться.

а понятие "достойный" для меня совсем вытерлось. понятие "этичный" осталось, а "достойный" давно кажется специальным намордником для приличных людей, чтобы они даже не думали рыпаться.

Date: 2018-05-18 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
вот еще что вспомнила. у американцев есть точно такая же штука. в смысле с таким же функционалом. называется "be nice".

Date: 2018-05-18 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
А be nice - это разве не "быть приятным"? В смысле, нечто вроде Молчалина, только в положительном ключе?

Date: 2018-05-19 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] kovaleva.livejournal.com
это хуже молчалина. молчалин-то свой интерес железно отслеживал.

это конформность в квадрате. когда ты нереально милый, никаких острых тем, никаких личных чувств, постоянные проверки, как к тебе относятся и т.п. цель у этого дела та же самая, что и у нашего пути достоинства - быть принятым референтной группой путем максимального ущерба собственным интересам. у нас по этому принципу воспитывают многих девочек, путь достоинства больше для мальчиков.

Date: 2018-05-19 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
А-а, понял. В смысле, понял, по какому критерию вы сопоставляете эти два понятия. А то я испугался, что всю жизнь понимал be nice неправильно. :-) Да, у нас это тоже имеет место быть, и да, этому учат девочек - но поскольку в культуре мальчики заметнее, то про "достоинство" говорится много, а про "быть милой" объясняют в семье. Я несколько раз натыкался на обсуждения, как это выглядит - там бывшие девочки совершенно кошмарные вещи рассказывали.

Date: 2018-05-20 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] abcentia.livejournal.com
"Being nice" - это не просто быть приятным и удобным, а ещё не переходить на личности, не обвинять, не требовать; про повышать голос или градус дискуссии даже речи не идет. Это умение продавливать ваше мнение так, чтобы не задеть ничьи чувства. Уровень формулировки вопросов и утверждений для этого должна быть виртуозной, иначе вас даже слушать никто не станет.
В итоге никто не виноват, что всё завалилось, все улыбаются и машут.
Для таких случаев есть категория "lessons learned", туда записывают все косяки, которые можно легко было записать ещё до того, как вообще что-то начинать делать, и не доводить до них.
И так из проекта в проект: одни и те же косяки, и похожие, как близнецы, списки "уроков" :)
Гендерного контекста не имеет.
Edited Date: 2018-05-20 03:59 pm (UTC)

June 2022

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021 22232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 31st, 2025 11:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios