Общение между высокими контекстами
Oct. 11th, 2017 02:05 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Как, наверное, понятно, я фанат низкого контекста. Я в нем разбираюсь, умею включать туда людей и определять суть проблемы. Решение ее после этого становится делом техники. Однако люди, которые понимают чужие высокие контексты и умеют разбираться с чужими иерархиями, вызывают у меня восторг.
Обычно в чужом высоком контексте люди используют прижатые уши и лесть, но это не так круто. Круто понимать тонкие нюансы и действовать в соответствии с ними.
Вот отличный фрагмент из «Крестного отца», где дон Корлеоне обсуждает со своим советником подарок, который сенатор прислал на свадьбу дочке дона.
«— Сенатор звонил, — сказал Хейген. — Извинялся, что не смог пожаловать лично, но прибавил, что вы поймете. Скорей всего, имеет в виду тех двух красавцев из ФБР, которые торчали напротив вашего дома и записывали номера у машин. Зато подарок прислал, с нарочным.
Дон покивал головой. Не было смысла рассказывать, что он сам отсоветовал сенатору приезжать.
— Стоящий подарочек?
Германо-ирландские черты Хейгена приняли до странности итальянское выражение, обозначающее высокую степень похвалы.
— Старинное серебро, очень ценная штука. Если ребята надумают продавать — верная тысяча. Повозился сенатор, покуда отыскал редкую вещь. Для людей его круга в этом вся соль, а не в том, сколько стоит.
Дон Корлеоне выслушал его с нескрываемым удовольствием — со стороны такой фигуры, как сенатор, это был нешуточный знак внимания. »
Тут куча гениальных фишек. Во-первых, каждая сторона ведет себя в строгом соответствии со своим собственным кодексом. Во-вторых, опять же каждая сторона в состоянии оценить жест другой. Жест сенатора — подобрать подарок в соответствии с собственными правилами. И дон понимает ценность этого подарка. Жест дона — разрешить сенатору не присутствовать на свадьбе. И сенатор, который остался за кадром, тоже все понимает. Как вы понимаете, комментарий Хейгена сделан для читателя, в обычной жизни он ничего бы не сказал, достаточно было бы выражения лица. Но это подогнанные друг к другу контексты, и за пять минут такая синергия не достигается.
Но когда нет желания и времени читать такие шифры, остается низкий контекст.